Как научить ребенка быстро читать. Учимся читать по слогам

Как научить ребенка быстро читать. Учимся читать по слогам

Каждый родитель в тот или иной момент задается вопросом, как научить ребенка читать. Многие стараются сделать это как можно раньше, с надеждой, что малышу будет проще учиться в школе. Многие программы учебных заведений сегодня предполагают, что ребенок, придя в школу, уже умеет читать.

Конечно, можно доверить такой важный вопрос специалистам, например, подготовительной группе садика или обратиться к частным урокам с репетиторами. Но ни для кого не секрет, что занятия в группах проводятся с большим количеством детей и не всегда в такой обстановке каждый ребенок может усвоить необходимый материал и получить нужные знания. А для частных уроков понадобится немалое вложение денежных средств. Научить ребенка читать могут родители и самостоятельно, дома, если ознакомятся с некоторыми правилами и методиками.

Когда лучше начинать обучение

Как научить ребенка быстро читать – 5 эффективных методик: учим слоги и читаем по слогам. Когда лучше научиться читать. Чтобы понять, готов ли ребенок научиться читать по слогам, надо знать сформировались ли у него определенные навыки для этого. Но, если ребенок готов к «общению» с книгой, не стоит откладывать эти занятия.
Как родителю определить готовность к чтению:

  • Малыш достаточно владеет речью, может описать несколькими фразами происходящее вокруг, внятно произнести их.
  • Нет проблем со слухом или произношением. Ребенок должен хорошо произносить шипящие, звуки «р», «л». Если наблюдаются проблемы, следует посетить логопеда. Только врач может правильно назначить упражнения и поправить ситуацию с произношением.
  • Ребенок отлично ориентируется, знает, где право, лево, верх, низ.
Чтобы как можно раньше научить читать и сделать этот процесс увлекательным, заинтересовать ребенка, следует на своем примере показывать, что книга очень важна в жизни. Малыш любознательный и, если родители читают книги, журналы с картинками, ребенок не упустит возможности поинтересоваться этим занятием. Дошкольник обязательно заинтересуется яркими книжками для малышей, они непременно должны быть в доме.

С какого возраста следует начинать обучение чтению

Часто родители считают, что процесс обучения чтению надо начинать как можно раньше. Многие приступают к этому рано, чуть ли не с 6 месяцев показывают различные карточки с картинками, все произносят и проговаривают, надеясь, что сработает зрительная и слуховая память и кроха запомнит слова. Но большинство специалистов уверены в том, что оптимальный возраст для обучения — 5-6 лет. Именно в этот период уже сформированы все структуры мозга и нервная система, которые участвуют в процессе чтения.
Раннее обучение не дает гарантии, что ребенок будет в будущем отличником. Положительный эффект на успеваемость ребенка это не даёт, более того, может даже принести вред. В младенчестве для усвоения такого рода знаний уйдет много времени и усилий, а результат будет такой же, как и для ребенка в 5 лет. Для дошкольника этот процесс станет не таким длительным и более интересным.

Если ребенка не интересуют буквы в книге, он не может просидеть за новым занятием и нескольких минут, сопротивляется, не надо его заставлять. Силой нельзя научить, нужно искать подход к ребенку, предлагать игру. Иначе можно навсегда отбить желание читать и вообще учиться. Когда ребенок сам будет готов учиться читать, его заинтересуют буквы. Это и будет основным показателем того, что структуры мозга созрели для овладения этим навыком.

Важный фактор – звуковое восприятие. Малыш должен уметь определять звуки на слух. Родители с самого начала должны акцентировать внимание на том, что при чтении мы пользуемся именно звуками, а не буквами. Ребенок должен усвоить разницу между ними. Следует начать обучение с деления слов на слоги. Все это упростит обучение и поможет быстрее овладеть навыком чтения.

Азбуки

В этом методе обучения чтению каждой букве соответствует опорная картинка. Например, А — аист, В — волк и так далее. Этот вариант отлично подходит для запоминания букв алфавита. Но, чтобы научить читать, этот метод не подходит: ребенок запоминает слова на картинке и усваивает, что «А» — аист, а «М» — медведь. Очень сложно крохе будет понять, как получается МАМА из аистов и медведей.
Именно поэтому нельзя учить ребенка сразу правильному названию букв, например «эм», «ша», «эн». После того, как алфавит будет выучен в таком виде, сложно будет читать слова.

Буквари

Сегодня можно увидеть большие количество различных букварей с разными словами, картинками, героями. Но принцип работы с ними один: букварь учит ребенка соединять звуки в слоги, а потом уже слоги в слова. Здесь предусмотрены последовательные упражнения на сочетание определенного согласного и гласного звука. Например, согласный «М» — ма — ам, ми — им, мы — ым и так далее.
Грамотно составленный букварь должен сначала познакомить ребенка со всеми буквами алфавита, а только потом показать, как они соединяются в слоги. Но можно и усваивать эти процессы параллельно. Из уже известных букв составлять слоги. Ведь именно это — принцип обучения чтения.
По статистике многие учителя и родители, перепробовав множество новых методик для обучения чтению, все же возвращаются к годами проверенному букварному методу. Конечно, у него много нюансов, обучение не быстрое и не легкое, но именно такой вариант позволит ребенку самому научиться складывать слоги и позже слова. Это очень важный шаг.

Методика чтения целых слов

Автор этой методики ученый из США Глен Доман. В штате Филадельфия есть Институт Развития Ребенка, в котором он провел большое количество экспериментов и выявил следующие моменты. Младенец, в возрасте 2 месяца, в момент, когда его взгляд начинает фокусироваться, начинает знакомиться с картинками (карточками), на которых написаны слова и целые предложения. Демонстрация обязательно сопровождается чтением этого слова взрослым, мамой или педагогом. Первые такие «уроки» длятся от 5 до 10 минут, но время постепенно увеличивается. Так предполагается, что ребенок должен запомнить целое слово.
Стоит отметить, что методика предполагает строгие рамки для размера букв на карточках и объем информации. Энтузиазм Домана передался множеству родителей, которые увлеченно готовили карточки для детей, даже по ночам, и каждый новый день начинали показывать их своим малышам. Но часто интерес к таким картинкам терялся. Да и родители постепенно теряли энтузиазм.
Такая методика отлично подходит для изучения иностранного языка, в частности английского. В нем нет системы склонений слова и спряжений. В русском языке очень много окончаний. Так если ребенок запоминает слово «стул», то другую форму, например «стулом», «стула» ему придется запоминать снова, как новое слово. Часто дети, с которыми занимались по методике запоминания целых слов, просто игнорировали окончания русских слов или подставляли их наугад.

Кубики Зайцева

kubiki zajtseva - Как научить ребенка быстро читать. Учимся читать по слогам

Педагог Н. А. Зайцев из Петербурга придумал расположить склады на кубиках. Хотя стоимость исходных материалов высокая: картонные карточки, плакаты, таблицы, кубики, аудиокассеты, которые входят в комплект для занятий, стоят не так дешево. Такой набор надо еще и подготовить для урока: кубики склеить, наполнить раздаточный материал и прочее. Существуют и готовые варианты, но их цена гораздо выше. Так в чем же особенность этой методики раннего развития?
Явный плюс — игровая форма. Именно в игре малыш быстрее запомнит все склады и сочетания букв. Лучше всего такой вариант подойдет для детей левшей, у которых меньше развиты аналитические навыки. Они быстрее воспринимают целое слово. Тоже относится к детям с нарушенной эмоциональной сферой.
Для малыша самому понять, как складываются буквы в слоги — целое открытие. Готовые материалы методики лишают этой возможности ребенка, давая ему готовые склады.

Научить ребенка читать. Игровой момент

Маленькому ребенку учиться чему-то новому лучше всего в игре. С дошкольниками нельзя вести себя как с детьми школьного возраста. В каждом занятии должен быть и сказочный герой, который принесет кубик с цифрой или паровозик, который привезет очередную карточку. В противном случае малыша ни когда не заинтересуют эти первые «уроки» чтения.

Полезные советы для родителей

  1. Обучение стоит начинать со звуков (р, м, к), а уже позже надо объяснить соответствующие буквы (эр, эм, ка). Дошкольники просто не понимают, почему буква называется так, а в слове произносится по-другому.
  2. Опытные педагоги рекомендуют учить слоги сразу: коротенькие слова и простые слоги малышу проще запомнить, чем любые непонятные буквы.
  3. Занятия должны быть последовательными. Сначала стоит познакомить со звуками, научиться их правильно произносить. Только потом можно начинать складывать слоги и читать по слогам. Информацию надо преподносить небольшими порциями, чтобы избежать «каши в голове».
  4. Как можно быстрее объяснить, чем отличаются гласные и согласные звуки. Малыши быстро понимают, что гласные можно петь. А логопеды считают, что это еще и отличные упражнения для развития правильной речи.
  5. Самыми первыми слогами должны быть сочетания с буквой А. Для лучшего усвоения можно составить ее из палочек, поискать в книжке, слепить из пластилина. Только потом надо приступать к знакомству с согласными, которые будут соединяться в слогах с «А». Ребенок должен хорошо усвоить, что с изменением положения А, слог будет полностью меняться. Первые слоги можно складывать в короткие слова. Позже слова из трех слогов.
  6. Слова надо выбирать такие, смысл которых легко объяснить, а предмет можно попробовать нарисовать. Учиться читать надо не на каких-то абстрактных словах, а на хорошо известных малышу предметах.
  7. Нельзя начинать изучение нового, пока не закреплен предыдущий материал. Повторение обязательно для получения результата. Лучше всего использовать игровую форму, отказаться от методов, которые используются в школе, например тест.
  8. Обязательно поощрение юного читателя. Можно использовать так же форму игры, установить доску достижений. За правильные ответы можно давать вырезанные цветики или звездочки: это очень просто, но важно для стимуляции малыша к дальнейшим занятиям.

Все ли дети могут научиться читать рано?

Сторонники той или иной методики часто гарантируют отличный результат, однако мало кто анализирует неудачи. В каждой методике есть и положительные и отрицательные моменты. Но есть и детки, которые смогли научиться читать только к 7-8 годам или те, которые читали с ошибками.

Одна и та же методика может оказаться малоэффективной для одного и отлично подходить другому. Но для родителей это не значит, что стоит пробовать все и сразу. Просто можно попытаться узнать несколько способов, как научить ребенка читать. Каждый родитель волен сочетать приемы и разработать собственный подход к обучению своего малыша.

Как научить ребенка быстро читать — Видео:

Читайте также:

Как научить ребенка говорить букву Р – Ох, уж этот Арарат!

Читайте также