Как научить ребенка быстро читать. Учимся читать по слогам

Как научить ребенка быстро читать. Учимся читать по слогам

Каждый родитель в тот или иной момент задается вопросом, как научить ребенка читать. Многие стараются сделать это как можно раньше, с надеждой, что малышу будет проще учиться в школе. Многие программы учебных заведений сегодня предполагают, что ребенок, придя в школу, уже умеет читать.

Конечно, можно доверить такой важный вопрос специалистам, например, подготовительной группе садика или обратиться к частным урокам с репетиторами. Но ни для кого не секрет, что занятия в группах проводятся с большим количеством детей и не всегда в такой обстановке каждый ребенок может усвоить необходимый материал и получить нужные знания. А для частных уроков понадобится немалое вложение денежных средств. Научить ребенка читать могут родители и самостоятельно, дома, если ознакомятся с некоторыми правилами и методиками.

Когда лучше начинать обучение

Как научить ребенка быстро читать – 5 эффективных методик: учим слоги и читаем по слогам. Когда лучше научиться читать. Чтобы понять, готов ли ребенок научиться читать по слогам, надо знать сформировались ли у него определенные навыки для этого. Но, если ребенок готов к «общению» с книгой, не стоит откладывать эти занятия.
Как родителю определить готовность к чтению:

  • Малыш достаточно владеет речью, может описать несколькими фразами происходящее вокруг, внятно произнести их.
  • Нет проблем со слухом или произношением. Ребенок должен хорошо произносить шипящие, звуки «р», «л». Если наблюдаются проблемы, следует посетить логопеда. Только врач может правильно назначить упражнения и поправить ситуацию с произношением.
  • Ребенок отлично ориентируется, знает, где право, лево, верх, низ.
Чтобы как можно раньше научить читать и сделать этот процесс увлекательным, заинтересовать ребенка, следует на своем примере показывать, что книга очень важна в жизни. Малыш любознательный и, если родители читают книги, журналы с картинками, ребенок не упустит возможности поинтересоваться этим занятием. Дошкольник обязательно заинтересуется яркими книжками для малышей, они непременно должны быть в доме.

С какого возраста следует начинать обучение чтению

Часто родители считают, что процесс обучения чтению надо начинать как можно раньше. Многие приступают к этому рано, чуть ли не с 6 месяцев показывают различные карточки с картинками, все произносят и проговаривают, надеясь, что сработает зрительная и слуховая память и кроха запомнит слова. Но большинство специалистов уверены в том, что оптимальный возраст для обучения — 5-6 лет. Именно в этот период уже сформированы все структуры мозга и нервная система, которые участвуют в процессе чтения.
Раннее обучение не дает гарантии, что ребенок будет в будущем отличником. Положительный эффект на успеваемость ребенка это не даёт, более того, может даже принести вред. В младенчестве для усвоения такого рода знаний уйдет много времени и усилий, а результат будет такой же, как и для ребенка в 5 лет. Для дошкольника этот процесс станет не таким длительным и более интересным.

Если ребенка не интересуют буквы в книге, он не может просидеть за новым занятием и нескольких минут, сопротивляется, не надо его заставлять. Силой нельзя научить, нужно искать подход к ребенку, предлагать игру. Иначе можно навсегда отбить желание читать и вообще учиться. Когда ребенок сам будет готов учиться читать, его заинтересуют буквы. Это и будет основным показателем того, что структуры мозга созрели для овладения этим навыком.

Важный фактор – звуковое восприятие. Малыш должен уметь определять звуки на слух. Родители с самого начала должны акцентировать внимание на том, что при чтении мы пользуемся именно звуками, а не буквами. Ребенок должен усвоить разницу между ними. Следует начать обучение с деления слов на слоги. Все это упростит обучение и поможет быстрее овладеть навыком чтения.

Азбуки

В этом методе обучения чтению каждой букве соответствует опорная картинка. Например, А — аист, В — волк и так далее. Этот вариант отлично подходит для запоминания букв алфавита. Но, чтобы научить читать, этот метод не подходит: ребенок запоминает слова на картинке и усваивает, что «А» — аист, а «М» — медведь. Очень сложно крохе будет понять, как получается МАМА из аистов и медведей.
Именно поэтому нельзя учить ребенка сразу правильному названию букв, например «эм», «ша», «эн». После того, как алфавит будет выучен в таком виде, сложно будет читать слова.

Буквари

Сегодня можно увидеть большие количество различных букварей с разными словами, картинками, героями. Но принцип работы с ними один: букварь учит ребенка соединять звуки в слоги, а потом уже слоги в слова. Здесь предусмотрены последовательные упражнения на сочетание определенного согласного и гласного звука. Например, согласный «М» — ма — ам, ми — им, мы — ым и так далее.
Грамотно составленный букварь должен сначала познакомить ребенка со всеми буквами алфавита, а только потом показать, как они соединяются в слоги. Но можно и усваивать эти процессы параллельно. Из уже известных букв составлять слоги. Ведь именно это — принцип обучения чтения.
По статистике многие учителя и родители, перепробовав множество новых методик для обучения чтению, все же возвращаются к годами проверенному букварному методу. Конечно, у него много нюансов, обучение не быстрое и не легкое, но именно такой вариант позволит ребенку самому научиться складывать слоги и позже слова. Это очень важный шаг.

Методика чтения целых слов

Автор этой методики ученый из США Глен Доман. В штате Филадельфия есть Институт Развития Ребенка, в котором он провел большое количество экспериментов и выявил следующие моменты. Младенец, в возрасте 2 месяца, в момент, когда его взгляд начинает фокусироваться, начинает знакомиться с картинками (карточками), на которых написаны слова и целые предложения. Демонстрация обязательно сопровождается чтением этого слова взрослым, мамой или педагогом. Первые такие «уроки» длятся от 5 до 10 минут, но время постепенно увеличивается. Так предполагается, что ребенок должен запомнить целое слово.
Стоит отметить, что методика предполагает строгие рамки для размера букв на карточках и объем информации. Энтузиазм Домана передался множеству родителей, которые увлеченно готовили карточки для детей, даже по ночам, и каждый новый день начинали показывать их своим малышам. Но часто интерес к таким картинкам терялся. Да и родители постепенно теряли энтузиазм.
Такая методика отлично подходит для изучения иностранного языка, в частности английского. В нем нет системы склонений слова и спряжений. В русском языке очень много окончаний. Так если ребенок запоминает слово «стул», то другую форму, например «стулом», «стула» ему придется запоминать снова, как новое слово. Часто дети, с которыми занимались по методике запоминания целых слов, просто игнорировали окончания русских слов или подставляли их наугад.

Кубики Зайцева

Как научить ребенка быстро читать. Учимся читать по слогам

Педагог Н. А. Зайцев из Петербурга придумал расположить склады на кубиках. Хотя стоимость исходных материалов высокая: картонные карточки, плакаты, таблицы, кубики, аудиокассеты, которые входят в комплект для занятий, стоят не так дешево. Такой набор надо еще и подготовить для урока: кубики склеить, наполнить раздаточный материал и прочее. Существуют и готовые варианты, но их цена гораздо выше. Так в чем же особенность этой методики раннего развития?
Явный плюс — игровая форма. Именно в игре малыш быстрее запомнит все склады и сочетания букв. Лучше всего такой вариант подойдет для детей левшей, у которых меньше развиты аналитические навыки. Они быстрее воспринимают целое слово. Тоже относится к детям с нарушенной эмоциональной сферой.
Для малыша самому понять, как складываются буквы в слоги — целое открытие. Готовые материалы методики лишают этой возможности ребенка, давая ему готовые склады.

Научить ребенка читать. Игровой момент

Маленькому ребенку учиться чему-то новому лучше всего в игре. С дошкольниками нельзя вести себя как с детьми школьного возраста. В каждом занятии должен быть и сказочный герой, который принесет кубик с цифрой или паровозик, который привезет очередную карточку. В противном случае малыша ни когда не заинтересуют эти первые «уроки» чтения.

Полезные советы для родителей

  1. Обучение стоит начинать со звуков (р, м, к), а уже позже надо объяснить соответствующие буквы (эр, эм, ка). Дошкольники просто не понимают, почему буква называется так, а в слове произносится по-другому.
  2. Опытные педагоги рекомендуют учить слоги сразу: коротенькие слова и простые слоги малышу проще запомнить, чем любые непонятные буквы.
  3. Занятия должны быть последовательными. Сначала стоит познакомить со звуками, научиться их правильно произносить. Только потом можно начинать складывать слоги и читать по слогам. Информацию надо преподносить небольшими порциями, чтобы избежать «каши в голове».
  4. Как можно быстрее объяснить, чем отличаются гласные и согласные звуки. Малыши быстро понимают, что гласные можно петь. А логопеды считают, что это еще и отличные упражнения для развития правильной речи.
  5. Самыми первыми слогами должны быть сочетания с буквой А. Для лучшего усвоения можно составить ее из палочек, поискать в книжке, слепить из пластилина. Только потом надо приступать к знакомству с согласными, которые будут соединяться в слогах с «А». Ребенок должен хорошо усвоить, что с изменением положения А, слог будет полностью меняться. Первые слоги можно складывать в короткие слова. Позже слова из трех слогов.
  6. Слова надо выбирать такие, смысл которых легко объяснить, а предмет можно попробовать нарисовать. Учиться читать надо не на каких-то абстрактных словах, а на хорошо известных малышу предметах.
  7. Нельзя начинать изучение нового, пока не закреплен предыдущий материал. Повторение обязательно для получения результата. Лучше всего использовать игровую форму, отказаться от методов, которые используются в школе, например тест.
  8. Обязательно поощрение юного читателя. Можно использовать так же форму игры, установить доску достижений. За правильные ответы можно давать вырезанные цветики или звездочки: это очень просто, но важно для стимуляции малыша к дальнейшим занятиям.

Все ли дети могут научиться читать рано?

Сторонники той или иной методики часто гарантируют отличный результат, однако мало кто анализирует неудачи. В каждой методике есть и положительные и отрицательные моменты. Но есть и детки, которые смогли научиться читать только к 7-8 годам или те, которые читали с ошибками.

Одна и та же методика может оказаться малоэффективной для одного и отлично подходить другому. Но для родителей это не значит, что стоит пробовать все и сразу. Просто можно попытаться узнать несколько способов, как научить ребенка читать. Каждый родитель волен сочетать приемы и разработать собственный подход к обучению своего малыша.

Как научить ребенка быстро читать — Видео:

Читайте также:

Как научить ребенка говорить букву Р – Ох, уж этот Арарат!

Читайте также